воскресенье, марта 14, 2010

СОВРИСК РИСКУЕТ УГОЖДАТЬ // ДЛЯ GEOMETRIA.RU

Не слишком ли много в последнее время открылось рассадниц всего нового, концептуального, модного, современного, – арт-галерей? И откуда взяться такому количеству талантливого и гениального, чтобы их наполнить? Тем более, что всё чаще без бокала и слёз на выставленные экспонаты не посмотришь.

«Прилежно проходив два часа, дико устав, мы мрачно, абсолютно молча, шли вдоль набережной. Внутри было гадко. Разговаривать не хотелось. Дико хотелось выпить», – так писательница Татьяна Толстая описала свои чувства после заседания одного из благотворительных фондов, дающих деньги на современный арт, куда она некогда входила. Читая эти строчки из эссе «Квадрат», на душе становится легче: всё-таки ты не один такой, ничего в искусстве не понимающий лох.

Какие чувства мы периодически испытываем, наблюдая разные «инсталляции», «видеоарт» и прочие «херовазы»? Опаску, сомнение, осторожность, неловкость… Неужели все, кто не в состоянии отгадать великую загадку бытия современного искусства или «совриска», как давно пишут в блогах, ретрограды и духовные нули?

Периодически от арт-богемных знакомых, смотрящих на меня с недоумевающим осуждением, я слышу: «Тебе не понятен концепт выставки? Смотри на него в контексте…» Но, к сожалению, понять «концепцию в контексте» для меня всё равно, что научиться левитировать. В итоге, реакция на «совриск» (современное искусство) одна – это страх. Страх перед тем, чего ты не понимаешь. Не понимаешь, зачем тут над головой человека «летает» такое количество огромных фаллосов, почему тебя должны умилять бабские платки, развешанные на массивных вешалах, в чём ценность разрисованной сценами зоофилии концертной афиши?

Ввязываться при этом в споры, доказывать свою правоту и глупость всего этого совриска страшно. Ведь через несколько десятков лет вполне может оказаться, что это ты, болван и мракобес, не сёк фишку. А Ибрагим Пупсиков с кандибобером в голове, тем временем, признан в Европе, выставляется в Saatchi Gallery и, беззастенчиво орудуя замысловатыми концепциями, в ус не дует. Ведь не признавали и Моцарта, не верили в Шагала…

Тут я буквально начал «бросаться на прохожих» – пишу в Скайпе Александре Карповой, модному редактору Dress Code:
– Саш, ну скажи хоть ты: за что мы должны любить современное искусство?
– А почему должны? Мы не должны, – мгновенно ответствует Карпова, – Его можно только понять, потому как оно насквозь пропитано концептами.
– В чём тогда сложность этого понимания?! У меня с этим конкретно непросто, – продолжаю я.
– Возможно проблема в том, что в современном искусстве отсутствует чувственная основа, оно обращается исключительно к нашему мозгу. При этом пытается поразить наше воображение, а не затронуть чувства.

И тут я снова вспомнил эссе Толстой! О современных мастерах-художниках она писала: «Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее».

«Не хотите Брюллова и Рембрандта? Ван Гог рисовать не умел? ОК, тогда посмотрите на панно из свиных костей или мигающие сердечки на белой стене. Только долго смотрите, не торопитесь. Чтобы проникнуться. И заплатить не забудьте наперёд!» – именно такой ехидный message посылают нам артовские дилеры. И многие ему внимают и повинуются. А потом на livejournal и blogspot появляются целые галереи, где каждый предмет этого пресловутого совриска помещается в рамку и снабжается подробным комментарием: мол, видел и я, многое понял и осознал; такой вот я человек искусства.

Тут уже секрет Святого Грааля вырисовывается чётче. Но для чистоты эксперимента я всё же позвонил доброй своей подруге, художнице Свете Герасимовой. Она, вечно пребывая в «Китайском лётчике», не то, чтобы трезвая, восприняла мой вопрос об отношении к совриску близко к сердцу. Откровенность ответа, вызванная, вероятно, предшествующими возлияниями, даже меня немного поразила:
– Современный мозг должен воплощать современные идеи! Я люблю современное искусство за то, что из простой никчемной идеи мы можем сделать потрясающий проект, используя современные технические средства!
Ключевые слова «никчёмные» и «сделать».
– Да уж… Не велики усилия, – думал я про себя. Света же продолжала:
– Современное искусство – это квинтэссенция всего нового, оно создаёт то, чего нет в нашей обычной жизни. А люди хотят другой жизни.

От последних слов мне стало даже обидно – неужели всё так банально. Спрос и тут породил предложение. Хороший художник в совриске – угодливый художник, конъюнктурщик, как говорили раньше.

Исправить ситуацию при таком раскладе всё-таки сложнее: не арт-мастеровые должны трансформироваться и меняться, – видоизмениться должны как раз зрители, которые пока выступают исключительно в роли потребителей, топчущих слепыми ногами своей плотной толпы всех живых, чистых, пытающихся вдохнуть жизнь в костную материю ширнармасс (широких народных масс), действительно талантливых художников, способных, тысячу раз пытаясь и молясь, зажечь свет в камне.

Когда же эта беда начнёт исправляться? А тогда, когда каждый из нас, не понимающих, не станет, желая сойти за умного, умалчивать, а конкретно так, обоснованно приложит очередного арт-пройдоху, приложит второго. Дай Бог, сотому станет не повадно.

Комментариев нет: